Аудит и сопутствующие услуги

При оказании сопутствующих аудиторских услуг акцент ставится чаще всего на решение конкретных вопросов клиента. Отличием сопутствующих аудиторских услуг от аудита являются уровень уверенности и объем работ, проводимых аудитором. Сопутствующие услуги имеют более низкий уровень уверенности чем обычный аудит, и в то же время являются менее затратными по стоимости.
В организациях, для которых аудит не является обязательным, проведение согласованных процедур может оказаться более эффективным, чем обычный аудит , поможет выявить ошибки в ведении учета, определить оптимальные пути их устранения. Оказание этих услуг регламентировано международными стандартами аудита: МСА 1000, МСА 2400 – МСК 4410. Виды сопутствующих услуг установлены Приказом Минфина № 33н от 09.03.2017 «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих услуг».

Виды сопутствующих услуг

  • услуги, обеспечивающие разумную уверенность, – уровень уверенности такой же высокий, как при аудите, но особенностью является объект проверки. В рамках такого задания практикующий специалист снижает риск, присущий заданию, до приемлемо низкого уровня с учетом имеющихся обстоятельств с целью формирования вывода. (Первый тип);
  • услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность, – оказав их, аудитор снижает риск невыявления существенных искажений отчетности до приемлемого уровня, однако он остается более высоким. В рамках такого задания практикующий специалист делает вывод в форме негативной уверенности: «не привлекли ли внимание аудитора факт или факты, на основании которых он мог бы полагать, что информация о предмете задания содержит существенные искажения». Применяется, например, при проверке промежуточной отчетности, как база для последующего проведения аудита. (Второй тип);
  • услуги, не обеспечивающие уверенность. (Третий тип)

К первому типу услуг относятся задания, обеспечивающие разумную уверенность:

– в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
– в нефинансовой информации;
– в предмете, отличном от информации.

Во второму типу относятся обзорные проверки:

– Бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– Консолидированной финансовой отчетности;
– Части бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– Части консолидированной финансовой отчетности;
– Отчетности, составленной по специальным правилам или ее части;
– Иной финансовой информации прошедших периодов.

Если необходима высокая степень уверенности в достоверности информации финансовой отчетности, то проводиться аудит. Если же для решения стоящих перед аудируемым лицом задач достаточна ограниченная уверенность, то проводиться обзорная проверка отчетности.

В общем смысле, обзорная проверка представляет собой поверхностный анализ, исследование представленных документов, записей, разъяснений с целью формирования предварительного мнения о проверяемой отчетности. Обзорная проверка помогает проверить, нет ли явных признаков искажения информации в бухгалтерском учете и отчетности. По результатам обзорной проверки выдается заключение с приложением отчетности, подлежавшей обзору.

К третьему типу относятся:
– исследование предмета задания заказчика;
– компиляция информации.

Согласованные процедуры проводятся с целью удовлетворения всех требований заказчика согласно его условиям по конкретным вопросам (проверка документов; проверка отдельного вопроса бухгалтерского учета или комплекса вопросов, расчет каких-либо показателей). Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (дебиторской и кредиторской задолженности, отдельной формы отчетности и т. д.). По результатам согласованных процедур составляется отчет о выполнении согласованных процедур.

При компиляции финансовой информации пользователи получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.

Получите бесплатную консультацию специалиста по вашему вопросу